Вектор ([info]himmelwerft) wrote,
@ 2008-01-11 20:31:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:СССР, история, наука, спутниковая съемка, техника, экономика

"Теневая экономика" - широко открытыми глазами спутников, часть II.
"Всем выйти из сумрака!" А. Городецкий

Спасибо уважаемым
politprosvet
tobotras и заинтересованному человеку из Украины: si123
за содействие в поиске материала для анализа.

Итак, пробный шар по "теневой экономике" вызвал интерес. Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию в масштабе, как следует, и с разными примерами - благо что имеется немало данных, к тому же легкодоступных - оригиналы все ещё качаются, слабоват мой канал - но зато их масштаб позволит рассмотреть даже отдельные города, а мы пока пройдемся по территориям в общем.

Программа DSMP/OLS фиксирует источники слабого света на поверхности земли. Что это значит? Это значит, что видны не только города-гиганты, но и мелкие поселки, а также лодки, и много чего ещё. Помимо искусственного света промышленно-урбанистического происхождения, фиксируются и естественные, и искусственные света - к примеру, отдельными цветами на полной карте свечения (иск.+ест.) обозначаются в т.ч. и пожары. Ещё одно отдельное наблюдение - это сжигание газа - оно производится странами-газовиками "на отшибе", иногда прямо на месторождениях, создаёт сильное свечение. Примеры - Норвегия и Россия (северное окончание Европы, северная часть России). Это практика неэкономичная и вообще в целом не желательная, поэтому постепенно она уходит. По сжиганию газа есть отдельные карты, показывающие где и сколько кто его жжет, жег, будет жечь.

Но главное - сети городов и поселков в плотно населенных территориях можно проанализировать во времени, т.к. освещение от них является стабильным (stable light) - как на протяжении года, так и на протяжении нескольких годов - а спутник снимает землю постоянно, и затем из этого массива создаются карты стабильных световых источников. Анализом стабильных световых источников с интересом занимаются, вполне успешно, аналитики в разных департаментах NGDC - национальном центре по исследованиям геофизики земли. На основе этого анализа делаются работы по уровню бедности и множество других интересных вещей.

Развитие экономической ситуации в СССР "в целом", или что значит "сократилось на многих территориях СССР"

Растущие кольца света окружают многочисленные города-центры урбанизации и линейные световые паттерны наблюдаются в странах, к примеру, США, ОАЭ, Китая, и сокращение освещения на большей части территорий бывшего СССР.
[...]
Предварительный анализ серий снимков ночного свечения выявил, что освещение может расширяться и сокращаться в зависимости от экономической ситуации. В США и многих других развитых странах наблюдаемое свечение расширялось сходным образом, с кольцами света, вырастающими вокруг крупных городов и ростом яркости света множества малых городов. Напротив, наблюдаемое освещение сократилось на многих территориях бывшего СССР.
[...]
Таким образом ночное освещение может считаться одним из определяющих показателей концентрированной человеческой деятельности. Наблюдения ночного свечения могут рассматриваться как индекс человеческой активности (цит. по "Preliminary Results From Nighttime Lights Change Detection" C.D. Elvidge, K.E. Baugh b, J. Safranb, B.T. Tuttle b, A.T. Howard b , P.J. Hayes b, J. Jantzenb, E.H.Erwin - NOAA National Geophysical Data Center, Boulder, Colorado)


От [info]sandrina сведенные азиатская и европейская части. Большое видится на расстоянии:

Мировое свечение 93-2003

Остальное под катом -


Европа, вкл. европейскую часть быв. СССР, 1993: Европа, вкл. европейскую часть быв. СССР, 2003:
Европейская часть СССР, динамика свечения
19932003
Европейская часть СССР, 1993Европейская часть СССР, 2003

Карта роста и сокращения за 10 лет 1993-2003:

Карта изменений, 93-03
Легенда карты:
     новый свет
     рост света высокой интенсивности
     рост света низкой интенсивности
     высокоинтенсивный свет без изменений
     средней интенсивности свет без изменений
     низкой интенсивности свет без изменений
     сокращение света низкой интенсивности
     сокращение света высокой интенсивности
     "вымерший" свет
По общей картине видно, как города и сельская местность Европы наращивает светимость, а территории быв. СССР загибаются. Зато ярко вспыхивают Москва и Питер, и цепь городов на магистрали Москва-СПб. Вот такие тенденции в общем.

Теперь посмотрим на азиатскую часть СССР:
Карта изменений, Азия
Легенда карты та же самая.

Предварительно по всем территориям: распад СССР негативно сказался на уровне экономического развития, а особенно малых городов и сельской местности, во всех республиках СССР, но последствия имели разную степень тяжести. Вполне реальный рост других государств на этом фоне делает проблему абсолютно очевидной - в других странах гашение огней обычно компенсируется вспыхиванием новых.

РСФСР: Россия во мгле-2, или как из гибнущей провинции народ в миллионники бежал - "Москва - вся Россия!".
Так как эта республика имела основную массу промышленных мощностей СССР, она пострадала меньше других. Основной урон - развал промышленности и сельского хозяйства, депопуляция провинции и деревни - судя по снимкам происходят в серьёзном масштабе, но некоторым местам приходится и хуже. В частности, подтверждается гипотеза о росте существующих крупных городов за счет "сжирания" рабочей силы из провинции - некоторые многомиллионники вспыхивают ярче (особенно Москва и Питер - так, в Москве беспрецедентнен рост населения, ЕМНИП Москва уже доходит до 10% населения РФ), но зато упадок мелких населенных пунктов "вычищает" области миллионников, создавая цепь тысяч "погасших" поселков вокруг "золотой цепи" огней - артерии России, Транссиба.

Полагаю, что потеря крупных уральских промзон, восточных и западных украинских промзон, а также приукраинских промзон в своей европейской части стали очень сильным ударом - "омертвение" там налицо. Ещё крупные удары - обитаемая, т.е. южная Сибирь, и Дальний Восток. Последнее - очень серьёзно.

С факелами полезных ископаемых в Северной Сибири в РФ проблем вроде как особых не возникло, как горело раньше так и горит (перераспределения в интенсивности сжигания в отедльных центрах). Отсюда полагаю в рабочую гипотезу по РФ, что ресурсный комплекс на севере Сибири либо пострадал не так сильно, либо восстановился быстро и хорошо. Все-таки разница в ореолах горения свидетельствует на мой взгляд о том, что вновь развился после тоже достаточно серьёзного кризиса.

В целом данные рабочие гипотезы (о наиболее серьёзном ущербе провинциальным городам, промцентрам типа "поселок городского типа" и деревням АПК) подтверждаются такими исследованиями, как Poverty Assessment Report Мирового Банка 1998 и 2006 года соответственно. Оба исследования пауперизации в России отмечают растущую пауперизацию и её пик на 1998г., а также дальнейшую концентрацию обнищания как феномена в провинциальной и сельской местности.

Печальная картина на территориях Чечни, ранее сверкавший равномерно промышленно-торговый пограничный пояс Россия-Грузия серьёзно испортился. Развиваться более-менее смогли лишь прилежащие к Краснодару территории.

УССР: "Незалежность" - как следствие распад экономических связей между частями единой промзоны на территории России-Украины-Молдавии, потеря рынков сбыта и серьёзный кризис
Вспыхнул Киев, а страна погрузилась во мрак. Судя по приводимым мне уровням депопуляции, УССР и её агро- и машиностроительный промышленный комплекс пострадали пожалуй серьёзней всего.

Это важное отличие УССР может косвенно помочь понять, почему именно тут осуществилась "оранжевая революция" - как известно, революции из ничего не происходят. Они происходят в основном там, где экономическое управление из рук вон плохое, и экономическая ситуация весьма плохая. В хотя бы как-то экономически обеспеченных, и развивающихся местах массовые волнения и смены власти на мой взгляд менее вероятны.

Эту прикидочно-оценочную гипотезу проверим по двум образцам ниже:

Молдавия: царство мрака, не хватает Саурона.
С интереса к фотографиям Молдавии все и началось. Молдавия повторяла паттерны Украины, имея хорошо освещенные и промышленно развитые районы на западе. Они накрылись, причем очень жестко - республика устремилась к плохим примерам. Как и написано в исследовании, свет сохранился только в районах крупных городов.

Это может быть ответом на вопрос, каким образом в Молдавии впервые на постсоветском пространстве был выбран коммунист. Видимо, масштаб коллапса здесь оказался слишком серьёзным для его стихийного преодоления.

Грузия: гражданская война для промышленно развитой области - прямой путь к КНДР
Ещё одни борцы за независимость, устремившиеся стремительно к уровню КНДР по темноте - освободившись от "гнета" СССР, Грузия поимела гражданскую войну и погружение во тьму.
Грузия: 1993 и 2003-ий
Тьма Грузии
Итогом стало обнищание крупных портовых городов на Черном Море, а островками "цивилизации" в черной тьме стали Тбилиси и Кутаиси. Некогда богатое портовое побережье Грузии превратилось в подобие побережья КНДР. Очень печально. Вполне объясняет и уровень жизни, и наличие массовых волнений и попытки (с переменным успехом) отставки власти.

А самое интересное - близлежащий Азербайджан пострадал куда меньше "рьяно независимых" борцов с московской "рукой". Видимо, дело не в руке США, а в том, что союзниками США на постсоветском пространстве становятся страны-пауперы, лелеющие надежды - ложные ли, истинные ли - что США вытащат их из этого состояния, или ну хоть маленько поднимут.

Прибалтика: Европа нам поможет:
Прибалтике действительно помогла Европа. Есть и концентрация новых огней, и рост, к примеру, Таллина. Вообще судя по снимкам Эстония наиболее безболезненно смогла продолжить промышленное развитие. Распад экономических связей с республиками Союза кое-где "выкосил" цепочки магистралей, но к примеру по той же Литве видна новая горящая "цепь" в Польшу. Евросоюз вобрал в себя не беспроблемные территории, но оказал им тем самым существенную помощь.

Румыния и Болгария - соседи, а такие разные:
Это не республики, а соседи. Ситуация в Болгарии похожа на Россию - "приплыв" Болгарии, неплохо и широко электрифицированной в начале 10 лет. А вот Румыния и Албания - места довольно мрачные - вспыхнули поярче. Впрочем по Румынии можно отдельно отметить достаточно сильную локальную деградацию на линейном поясе у границы с Молдовой - зато во многих других местах по стране начался серьёзный подъём.

Казахстан и Средняя Азия: "Темнота Наступает", или конец двух промышленно-урбанистических поясов
Тесно интегрированные АПК Южной Сибири в РСФСР и Северного Казахстана "грохнулись" вместе. Другие среднеазиаты, быстро "освободившись", обнищали ускоренными темпами и на их территории стемнело. Мелкие царьки иногда чувствуют там бунты - правда, бунты исламистов скорее всего "погасят" эти страны вообще ещё хуже, почти в черную, как Афганистан или какую-нибудь Туркмению.

Промышленные пояса Средней Азии, что верхний, что нижний, скорее всего ориентрованные на сельское хозяйство, деградировали.

На мой взгляд верхний промышленно-урбанистический пояс Средней Азии стал достаточно серьёзной потерей - в первую очередь для России, у которой этот пояс находился в удобном "подбрюшье", и тесно связан был и с Сибирью. В итоге - мгла.

Итоги мыслей: ранее высказанные гипотезы оправдались, и появилось немало новых дополнительных, да и вообще новых знаний. Доминирование упадка или подъёма свечения на территории весьма четко коррелирует, и связано, с экономическим ростом и социальным благосостоянием - в состоянии "нет электричества" общество обычно попадает в результате или сильного упадка и депопуляции территорий, или попросту военных действий. Все эти вещи сопровождали распад СССР, серьёзно поразили саму РСФСР за исключением столичных городов, а оставшиеся весьма мощные промкомплексы и городские-сельские сети в республиках деградировали. Лишение этих сетей для РСФСР было ИМХО мощным фактором экономического развала, особенно учитывая интегрированность - к примеру сельхозпром Украина-РФ-Молдавия, отраженный большим количеством мелких световых точек, или сельхозпром Южной Сибири и Казахстана. Отмирание промкомплексов крупных городов также имело место, особенно в "незалежных", жаждущих независимости республиках. Поимели чего жаждали?

В продолжение истории: думаю, что выкачиваемые крупные снимки DMSP/OLS позволят провести анализ отдельных областей, может даже городов, на карте.



Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

(Post a new comment)


[info]dreamswimer
2008-01-11 08:31 pm UTC (link)
О, спасибо...
Украина во всей красе...
А вот Белоруссия вроде жива... Можно ее подетальнее?

(Reply to this) (Thread)


[info]e2k_4d_x_ussr
2008-01-11 08:41 pm UTC (link)
+1

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-11 08:56 pm UTC
(no subject) - [info]e2k_4d_x_ussr, 2008-01-12 11:56 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 06:13 am UTC
(no subject) - [info]e2k_4d_x_ussr, 2008-01-13 11:25 am UTC
(no subject) - [info]ai_sur, 2008-01-13 08:33 am UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 08:59 am UTC
(no subject) - [info]churochkin, 2008-02-16 07:58 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-02-18 09:29 am UTC
(no subject) - [info]soviet_engineer, 2008-01-11 09:22 pm UTC
(no subject) - [info]kampfflieger, 2008-01-11 10:48 pm UTC
(no subject) - [info]doktoraikasap, 2008-01-13 10:43 pm UTC
(no subject) - [info]kampfflieger, 2008-01-14 05:46 am UTC
(no subject) - [info]doktoraikasap, 2008-01-14 04:56 pm UTC
(no subject) - [info]nboyko, 2008-01-14 06:55 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-14 07:10 pm UTC
(no subject) - [info]nboyko, 2008-01-14 07:21 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-14 07:32 pm UTC
(no subject) - [info]timoha67, 2008-01-11 11:12 pm UTC
(no subject) - [info]anato1y, 2008-01-12 07:12 pm UTC
(no subject) - [info]zoreslav_ua, 2008-01-13 12:04 pm UTC
(no subject) - [info]zhartun, 2008-01-13 05:12 pm UTC
(no subject) - [info]golub, 2008-01-14 05:10 pm UTC
(no subject) - [info]bacian, 2008-02-24 02:18 pm UTC
(no subject) - [info]ili_ne_ya, 2008-01-13 07:06 pm UTC
(no subject) - [info]rene_korda, 2008-01-13 11:50 pm UTC
(no subject) - [info]its_probably_me, 2008-01-14 04:37 pm UTC

[info]valery_medved
2008-01-11 09:22 pm UTC (link)
спасибо, очень познавательно

(Reply to this) (Thread)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

[info]balkis
2008-01-11 09:55 pm UTC (link)
да, сильно озадачили. спасибо!

(Reply to this) (Thread)

(Reply from suspended user)

[info]doktoraikasap
2008-01-11 10:59 pm UTC (link)
Так я не совсем понял что значит синий цвет? Там что-то есть или ничего нет?

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-12 06:27 am UTC (link)
Проясняю: три градации синего есть. Голубой - свечение чуть убавило в яркости-мощности, светло-синий - интенсивное снижение света, а темно-синий значит, что свет погас (вымер - "extinct lights"). :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]doktoraikasap, 2008-01-13 10:35 pm UTC

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

[info]dobryj_manjak
2008-01-12 12:07 am UTC (link)
Спасибо за красивые карты.

(Reply to this) (Thread)


[info]hannahalewo
2008-07-16 02:34 pm UTC (link)
написал: ksksks апреля Огромное спасибо за карты. написал: burjy апреля прикольно написал: pokurimka (3 мая Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]musatych
2008-01-12 12:09 am UTC (link)
Всё-таки процессы в России много сложнее, чем просто рост столиц и отмирание провинции. Много красных точек в Черноземье, на Кубани, кое-где на Урале, в Кузбассе... И, разумеется, интересно было бы посмотреть на снимок 2007 и тем более 2008 года, 2003-ий это всё-таки лишь пятый год восстановительного роста. А также были бы видны результаты оранжевых революций.

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-12 06:35 am UTC (link)
> Много красных точек в Черноземье, на Кубани, кое-где на Урале, в Кузбассе...
Да. Потому и говорю - РСФСР не самое худшее место.
> И, разумеется, интересно было бы посмотреть на снимок 2007 и тем более 2008 года, 2003-ий это всё-таки лишь пятый год восстановительного роста.
Пиком убыли по-моему является 1999ый, т.к. он произошёл сразу после "п-ца" 1998ого. Вконец обесценившаяся рабочая сила хлынула на предприятия, и промышленность начала со скрипом подниматься - но далеко не всякая промышленность, и далеко не всюду. Впрочем, рассмотрение промежуточных градаций может тут многое прояснить ;)
> А также были бы видны результаты оранжевых революций.
Результаты этих событий ИМХО ещё долго видны не будут - сами понимаете, для изменений нужны достаточно большие сроки. Крупной войны там все-таки не было.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]however, 2008-01-12 05:35 pm UTC
(no subject) - [info]svemne, 2008-01-14 04:35 pm UTC
(no subject) - [info]northern_cat, 2008-01-14 09:18 pm UTC
(no subject) - [info]kiniv, 2008-01-17 08:25 am UTC
(no subject) - [info]however, 2008-01-17 11:49 am UTC
(no subject) - [info]churochkin, 2008-02-16 07:53 pm UTC

(Reply from suspended user)

[info]zhukoffsky
2008-01-12 06:47 am UTC (link)
очень интересно, а можно Вашу работу использовать для собственных нужд?

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-12 06:51 am UTC (link)
А какие нужды? Научно-просветительские или какие-то другие? ;) Ну используйте.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zhukoffsky, 2008-01-14 09:33 am UTC
(no subject) - [info]zhukoffsky, 2008-04-20 09:48 am UTC

(Reply from suspended user)

[info]scromnaya
2008-01-12 09:20 am UTC (link)
Молдова и Украина - одна большая задница. Причем в Молдове она по сравнению с другими странами даже как-то отчетливее видна. :( В России дело обстоит лучше - власти, все ж, разные... Эхх.

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-12 02:38 pm UTC (link)
Боюсь что дело все-таки в другом... а именно в том, что в России просто тупо больше проминфраструктуры осталось, включая разработки природных ископаемых. А АПК и машиностроительный комплексы Украины, Молдовы и юга России разорвали связи, лишились рынков сбыта и в итоге сильно пострадал их технический уровень.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]chelseajymoz, 2008-07-16 09:54 pm UTC

(Reply from suspended user)

[info]doddy
2008-01-12 09:22 am UTC (link)
Благодарю! Было интересно

(Reply to this) (Thread)


[info]bold002
2008-01-13 11:35 pm UTC (link)
очень интересно со всех точек зрения спасибо м.б. в темноте повышается духовность

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]olismo
2008-01-12 10:58 am UTC (link)
оч. интересно,спасибо!)идея света просто супер..

(Reply to this) (Thread)


[info]beckywuhoz
2008-07-16 07:14 am UTC (link)
Случайно нашла Ваш рецепт - просто супер. С таким салатиком не грех и дома отпразновать, и в гости отправиться.

(Reply to this) (Parent)

А Норвегия?
[info]jescid
2008-01-12 11:15 am UTC (link)
Такое впечатление, что подборка снимков сделана в разное время суток (второй — тогда, когда восточнее более позднее время, чем на первом).

(Reply to this) (Thread)

Re: А Норвегия?
[info]himmelwerft
2008-01-12 01:54 pm UTC (link)
Сокращение "факелов" (сжигание газа - gas flaring). Я про это отдельно написал, ссылку на исследование сжигания могу дать. Подборка не в "разное время", Вы вообще понимаете методолгию - это только стабильные света, т.е. те, которые светятся весь год, а не изолированные снимки, сделанные из множества снимков на протяжении года.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-12 01:57 pm UTC
Re: А Норвегия? - [info]yuniq, 2008-01-13 01:52 am UTC
Re: А Норвегия? - [info]himmelwerft, 2008-01-13 06:10 am UTC
Re: А Норвегия? - [info]edricson, 2008-01-13 02:16 pm UTC
Re: А Норвегия? - [info]himmelwerft, 2008-01-13 02:53 pm UTC
Re: А Норвегия? - [info]edricson, 2008-01-13 03:13 pm UTC
Re: А Норвегия? - [info]himmelwerft, 2008-01-13 03:36 pm UTC
Re: А Норвегия? - [info]edricson, 2008-01-13 03:48 pm UTC

[info]shamaner
2008-01-12 01:01 pm UTC (link)
судя по карте роста пиздаче всего на юге Польше и в Ирландии зажили
Румынию с Болгарией в текста попутал, Болгария "синяя" полностью

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-12 02:06 pm UTC (link)
Да, сорьки, накосячил с текстом, сейчас поправлю. ;)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]tbapb_xl, 2008-01-14 06:06 pm UTC

[info]starush
2008-01-12 01:29 pm UTC (link)
Жаль, нет 2007 или 2008 годов. Все же, кажется, что ситуация чуть лучше, чем в 2003. По крайней мере, в Кишиневе — на улицах ночью светлее стало.

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-13 06:16 am UTC (link)
Есть ещё не сведенные "сырцы" по текущему времени (2008ой), но за то, чтобы глянуть на ситуацию "вблизи", надо платить...

(Reply to this) (Parent)


[info]zuss
2008-01-12 01:32 pm UTC (link)
А в Швеции и в Исландии почему много синего? Их власти явно что-то скрывают.

(Reply to this) (Thread)

Re: А Норвегия?
[info]himmelwerft
2008-01-12 01:57 pm UTC (link)
Сокращение "факелов" (сжигание газа - gas flaring). См. http://www.ngdc.noaa.gov/dmsp/interest/gas_flares.html

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]aveleen, 2008-01-15 12:53 pm UTC

[info]e_drakon
2008-01-12 01:33 pm UTC (link)
Спасибо, очень интересно.
Хотя, не надо забывать, что в таких вещах как экономика и социальные процессы есть довольно четкая зависимость: чем более наглядный признак, тем более косвенный.

(Reply to this)


[info]sanmai
2008-01-12 03:43 pm UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this)


[info]sw_industrial
2008-01-12 03:51 pm UTC (link)
>>Отсюда полагаю в рабочую гипотезу по РФ, что ресурсный комплекс на севере Сибири либо пострадал не так сильно, либо восстановился быстро и хорошо.<<
Если говорить об объёмах добычи, то так и есть. В 90-х было стабильное падение с минимумом в 1998, потом опять-таки стабильный рост, теперь в целом стагнация - ибо дальше уже некуда.

(Reply to this)


[info]maks_s
2008-01-12 06:33 pm UTC (link)
2 месяца назад в Житомире заработало уличное освещение - ждите вспьішки сверхновой в Украине )

(Reply to this)


[info]oude_rus
2008-01-12 08:42 pm UTC (link)
Здорово! если нужна помощь по скачиванию - говорите не стесняясь. В крайнем случае, напрягу рабочий канал.

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-13 06:46 am UTC (link)
Было бы неплохо, если бы Вы могли выкачать вот эти снимки, и их как-нибудь пережать или порезать, чтоб они доступнее стали. Только не уменьшая общий размер снимка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]trubatrube, 2008-01-13 10:54 am UTC
(no subject) - [info]trubatrube, 2008-01-13 10:56 am UTC
(no subject) - [info]trubatrube, 2008-01-13 12:30 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 02:13 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 02:12 pm UTC
(no subject) - [info]trubatrube, 2008-01-13 02:29 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 02:58 pm UTC
(no subject) - [info]trubatrube, 2008-01-13 04:32 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 04:52 pm UTC
(no subject) - [info]trubatrube, 2008-01-13 05:06 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 05:42 pm UTC

[info]paltus_nk
2008-01-12 09:55 pm UTC (link)
Грузию надо смотреть свежую, года 2006-2007 - они по сравнению с началом тысячелетия увеличили потребление электричества чуть ли не вдвое, а подъем у них начался года с 2005.

Газовики не сжигают газ в факелах - это делают нефтяники))

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-13 06:21 am UTC (link)
Насчет нефтяников корректно. Насчет Грузии - мог бы посмотреть 2008го против 2003го, да там платить надо. Я уже думал было в довесок Ирак 2003-2008 посмотреть, жаль :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]paltus_nk, 2008-01-13 06:11 pm UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-13 06:41 pm UTC
(no subject) - [info]paltus_nk, 2008-01-14 12:01 am UTC
(no subject) - [info]silpol, 2008-01-17 10:40 am UTC
(no subject) - [info]himmelwerft, 2008-01-17 10:56 am UTC
(no subject) - [info]paltus_nk, 2008-01-17 11:37 pm UTC

[info]andzork
2008-01-12 10:25 pm UTC (link)
Помечу-ка я этот пост, чтобы завтра подробнее разглядеть)))

(Reply to this)


[info]andzork
2008-01-12 10:29 pm UTC (link)
В Туркмении 9/10 территории пустыня, оттого и темно.

(Reply to this) (Thread)


[info]himmelwerft
2008-01-13 06:42 am UTC (link)
Это так. А глядя на Среднюю Азию в общем, был там такой пояс огней по средней Азии от Туркмении через Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и южные территории Казахстана - был и пропал. Туркмения в принципе и была-то темной. Столица вот посветлела (впрочем для постсоветских столиц это общий признак). Не ясно что там с югом Туркмении, где порты - карта обрывается.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]andzork, 2008-01-13 07:12 am UTC
PS - [info]andzork, 2008-01-13 07:13 am UTC

[info]nv_skobar
2008-01-12 11:32 pm UTC (link)
Весьма интересный подход
Никогда не задумывался над таким взглядом на жизнь

(Reply to this)

Ночью спать надо :)
[info]trubatrube
2008-01-13 10:59 am UTC (link)
Электричество по ночам жечь - много ума не надо :)
Обычно люди спят по ночам :)
А за спасённые леса Сибири потомки ещё скажут спасибо - пускай это получается и непроизвольно.

(Reply to this) (Thread)

Re: Ночью спать надо :)
[info]dreamswimer
2008-01-13 01:01 pm UTC (link)
потомки тех кто не вымер именно так и скажут - как хорошо что глупые аборигены сами сдохли а Сибирь не вырубили...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Ночью спать надо :) - [info]silpol, 2008-01-17 10:41 am UTC

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…